Нашли ошибку в тексте?
Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter

Изобретения сибирских ученых: порошковый «дракон», кислота как лекарство от рака и древние бизоны

У сибирских ученых на носу большой профессиональный праздник — День российской науки. Его отмечают 8 февраля, но готовиться начинают уже сегодня.

Так, в честь праздника, три института сибирского отделения наук открыли свои двери и рассказали, над чем работают. Какие-то из изобретения и открытия только готовятся изменить мир, а некоторые его уже меняют.

«Многие научные разработки сибирских ученых имеют уникальный характер не только в стране, но и в мире. Это касается как фундаментальной, так и прикладной науки, достижения которой позволяют добиваться новых успехов в промышленности — в производстве медикаментов, добычи углеводородов и авиационной промышленности», — считает помощник врио губернатора Новосибирской области по образованию, науке и инновациям Марина Ананич.

Она также отметила, что внедрение подобных технологий в производство — это одна из задач программы по реиндустрализации области, и новые разработки наших ученых будут учитывать в подготовке стратегии развития региона до 2030 года.

Журналист «Горсайта» побывал во всех трех институтах, которые открыли миру свои достижения, и выбрал три самых интересных проекта — по одному из каждого института, над которыми трудятся сибирские ученые в Академгородке.

История по кусочкам, или институт ядерной физики имени Будкера

Ускорительный масс-спектрометр ИЯФа (института ядерной физики) — один из самых важных проектов, который сейчас развивается в Академгородке. Сегодня это единственная установка не только на Сибирь, но и на всю Россию. Установка, которая занимает целую комнату, используется в разных областях науки — геологии, археологии, биологии, медицине, химии, физике, экологии и многих других немаловажных сферах.

Например, в археологии с помощью этой установки можно узнать возраст той или иной древней находки, что значительно упрощает работу ученых-археологов. Археологи со всего мира присылают части находок на сверхчувствительный анализ, который стал возможен благодаря масс-спектрометру. Сотрудники института помещают части находок внутри прибора, где те попадают под излучение радиоуглерода, который с погрешностью до ста лет может определить, насколько древняя это находка.

Не избежал такого анализа и талисман музея — древняя бедренная кость самки бизона, которую нашли при строительстве института.

«Одно из первых исследований мы провели, когда под институтом ядерной физики строился большой линейный ускоритель. Там прорыт тоннель длинной метров 200, и когда мы его делали, обнаружили во время работ такую кость. Тогда наш проект еще развивался, мы не так точно определяли, но тем не менее с хорошей точностью мы определили, что это кость бизонихи, которая родилась 27 тысяч лет назад», — рассказал заведующий лабораторией института ядерной физики Василий Пархомчук.

Нуклеиновая кислота как лекарство, или институт химической биологии и фундаментальной медицины

Еще одно важное открытие сибирских ученых, уже напрямую связанное с человеком, это использование нуклеиновых кислот для терапии во время различных болезней, в том числе — онкологии.

К такому уровню развития медицины ученые пришли не сразу — для этого потребовалось долгие исследования генома человека и механизмов возникновения заболеваний. С самого рождения у человека в организме есть два вида нуклеиновых кислот — это ДНК и РНК. Они выполняют невероятно важную роль — хранят и передают от человека к человеку наследственную информацию, которая зашифрована в их клетках.

Главная идея открытия новосибирских ученых состоит в том, что поскольку нуклеиновые кислоты — биополимеры, то их можно воссоздать и использовать для того, чтобы во время болезни блокировать пораженные вирусом клетки или помочь восполнить утраченную из-за болезни функцию организма. Такие нуклеиновые кислоты назвали терапевтическими.

«Привлекательность в том, что они не токсичны для человека, потому что это те же фрагменты, которые у нас циркулируют в крови. Много их не должно быть, но до какого-то предела они переносимы. Мировое сообщество все эти годы активно работает в области терапевтических нуклеиновых кислот и практически, мы прошли путь от минимальных знаний до использования каталитических механизмов клетки, которые усиливают действие кислот», — рассказала об исследовании заведующая лабораторией биохимии нуклеиновой кислоты Марина Зенкова.

Пока что лекарства, основанного на этом исследовании не существует, для этого ученым надо решить довольно серьезную задачу, без которой нельзя сделать ни один лекарственный аппарат — определить смертельную дозу. Однако в экспериментах на лабораторных крысах выяснилось, что даже стократное увеличение дозы не приводит к смерти животного, и определить такую дозу пока нельзя. Но ученые надеются, что в этой проблеме им поможет опыт иностранных коллег, которые уже прошли все стадии разработки подобного препарата. И тогда, возможно через некоторое время новое лекарство появится в больницах.

Порошковый «дракон», или институт гидродинамики имени Лаврентьева

Последней разработкой сибирских ученых, про которую «Горсайт» расскажет в этой статье, стала установка детонационного напыления, которую ученые в шутку называют «драконом».

Такое прозвище установка получила за языки пламени, которые вырываются при работе. Суть установки заключается в том, что с помощью особого способа напыления покрытия, детали, на которые нанесено это покрытие, становятся более крепкими и соответственно, выдерживают более высокие нагрузки. Сейчас это как нельзя актуально для авиастроительной и нефтедобывающей отраслей.

Прочность деталей достигается следующим способом: в установку засыпается порошок из разных материалов, который во время взрыва газа — действующей силы прибора, плавится и с большой скоростью встречается с поверхностью детали, на которую нужно нанести покрытие. При столкновении происходит микросварка порошка и детали, и тем самым деталь становится гораздо прочнее.

«Гвоздем этой технологии на самом деле является упрочнение деталей авиационного двигателя. Если вы летали на самолете, то, проходя по трапу, обратив взгляд вправо, увидите колесо с лопатками. Лопатки вентилятора, закрепленные внизу, от вибрации запросто могут отломаться, поэтому они имеют антивибрационные колки. Изготавливается это из титанового сплава, и если титановый сплав работает, то десять полетов в Москву и обратно — и двигатель нужно снимать и ремонтировать, — привели пример, как можно применить изобретение на практике в конструкторско-технологическом филиале института гидродинамики. — Места истираются, появляются зазоры и лопатка может обломаться. Если нанести покрытие из специального материала, из которого лопатку сделать нельзя, так как у него плотность в пять раз выше титанового сплава, а всего 200-микронный слой, это пятая часть миллиметра, и износ уменьшается в 50 раз. То есть, уже не десять раз слетать в Москву, а пять тысяч раз можно слетать в Москву на таком двигателе»

Кроме самолетов, точно также можно укреплять детали буровых установок, например деталей центробежного насоса нефтяных скважин, которые тоже очень быстро приходят в негодность, турбин ГЭС и многих других. В отличие от остальных разработок ученых, которые только готовятся выйти на рынок, эта технология уже используется как в России, так и за рубежом.

Фото: Елизавета Милованова